МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПАРКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Тарасов Д.Э.,

ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», г. Москва

 

Функционирование строительного комплекса страны предъявляет требования к различным отраслям народного хозяйства в соответствии с научно-техническим прогрессом, что обуславливает внедрение и развитие техники и технологий. Важнейшим фактором успешного функционирования строительного комплекса является организация эффективных грузовых перевозок строительных материалов и конструкций, что в свою очередь влияет на формирование парка транспортных средств.

 

В этой связи автором предложена методика стратегического планирования парка подвижного состава транспортного предприятия в строительном комплексе на примере грузовых специализированных автотранспортных средств – автобетоносмесителей (АБС).

 

Стратегическое планирование является важнейшей функцией процесса управления производством, приводящей возможности предприятия в соответствие с условиями рынка. Оно позволяет предвидеть перспективы, избежать банкротства, обновлять и модернизировать фонды, повышать качество продукции и эффективность производственной деятельности, улучшать финансовое состояние предприятия [2, 3].

 

Положения методики удобно пояснить с помощью примера [2].

 

Условие: согласно стратегическому плану развития предприятия необходимо обновить парк автобетоносмесителей для обслуживания строительных организаций и объектов. С этой целью отобраны шесть типов АБС[1]: мод. 69360A (АБС1), мод. 69360P (АБС2), БЦМ-95.5 (АБС3), СМБ-270 (АБС4), АБС-7-01 (АБС5), мод. 58145W (АБС6).

 

Характеристики АБС приведены в табл. 1.

Таблица 1

Краткие технические характеристики АБС

Тип

АБСj

Кол-во осей, Геометрич. объём смесительного барабана, м3, Макс. объём перевозимой смеси, м3, Макс. вес перевозимой смеси, кг, Полная масса АБС, кг
технически допустимая, разрешённая

нормативная[2],

1 2 3 4 5 6 7
АБС1 3 10,12 6,0 14 400 24 000 25 000
АБС2 3 10,12 6,0 14 400 26 955 25 000
АБС3 4 15,0 9,0 21 600 28 000 32 000
АБС4 3 10,0 6,0 14 400 24 000 25 000
АБС5 3 11,1 7,0 16 800 24 000 25 000
АБС6 2 8,0 5,0 12 000 20 500 18 000

 

Используя данные из табл. 1 выполним следующие преобразования:

 

1) технические характеристики АБС представим в виде показателей Wi;

 

2) введём дополнительный параметр – коэффициент использования геометрического объёма смесительного барабана Kи.б.j, определяемый по формуле:

 

3) полная технически допустимая масса АБС не должна превышать нормативную полную массу. В этой связи для дальнейших вычислений примем единый показатель полной массы АБС , определяемый в соответствии со следующими условиями:

если  ≤ →  = ;

если  > →  =.

 

Преобразованную систему показателей для всех АБС сведём в табл. 2.

Таблица 2

Технические показатели АБС

Тип

АБСj

 

(W1)

, м3 (W2) , м3

(W3)

 

(W4)

, кг

(W5)

, кг (W6)
1 2 3 4 5 6 7
АБС1 3 10,12 6,0 0,59 14 400 24 000
АБС2 3 10,12 6,0 0,59 14 400 25 000
АБС3 4 15,0 9,0 0,6 21 600 28 000
АБС4 3 10,0 6,0 0,6 14 400 24 000
АБС5 3 11,1 7,0 0,63 16 800 24 000
АБС6 2 8,0 5,0 0,62 12 000 18 000

 

Введённая система показателей (см. табл. 2) свидетельствует о том, что часть из них является несопоставимыми – м3 и кг; кроме того, многие показатели различаются по масштабу значений. Для обеспечения сопоставимости показателей выполним их нормирование путём перехода от реальных значений показателей к кодированным.

 

где  – фактическое значение показателя; ,  – соответственно минимальное и максимальное значения показателей.

 

Результаты нормирования сведём в табл. 3.

Таблица 3

Нормированные значения технических показателей АБС

Тип

АБСj

 

(W1)

, м3 (W2) , м3

(W3)

 

(W4)

, кг

(W5)

, кг (W6)
1 2 3 4 5 6 7
АБС1 0,5 0,3 0,25 0 0,25 0,6
АБС2 0,5 0,3 0,25 0 0,25 0,7
АБС3 1 1 1 0,25 1 1
АБС4 0,5 0,28 0,25 0,25 0,25 0,6
АБС5 0,5 0,44 0,5 1 0,5 0,6
АБС6 0 0 0 0,75 0 0

 

Введём понятие «идеальный АБС», для которого все значения показателей . Тогда в качестве обобщённого показателя перспективности автобетоносмесителей можно использовать расстояние в декартовой системе координат между идеальным и реальными АБС:

 

где  – значение i-го показателя по j-му АБС;

- для АБС1:

- для АБС2:  1,719; для АБС3:  0,75; для АБС4:  1,617; для АБС5:  1,106; для АБС6:  2,25.

 

Отобразим значения обобщённого показателя перспективности каждого автомобиля, а также среднее значение обобщённого показателя для всех шести АБС, на диаграмме (рис.).

 

 

Столбцы диаграммы, находящиеся ниже линии средних значений обобщённых показателей (наименьшее расстояние от идеального варианта), есть АБС-кандидаты для включения в план обновления автопарка в рамках стратегического развития транспортного предприятия. В данном случае предпочтительными являются АБС3 (БЦМ-95.5) и АБС5 (АБС-7-01).

 

Таким образом, предложенная автором методика сравнительного анализа транспортных средств позволяет оценить и выбрать типы автобетоносмесителей, удовлетворяющие заданным параметрам в наибольшей степени.

 

Особенностью данной методики является её инвариантность, поскольку она не имеет ограничений на размерность решаемой задачи (число рассматриваемых типов транспортных средств и принимаемых     показателей) [1].

 

Список литературы

  1. Тарасов Д.Э. Логистический подход к организации материально-технического обеспечения строительного объекта на примере доставки бетонной смеси // Инновационное развитие науки и образования: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-203.
  2. Тарасов Д.Э. Стратегическое планирование основных фондов транспортного предприятия (на примере обновления парка автобетоносмесителей) / Д.Э. Тарасов // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – С. 287-289.
  3. Эйхлер Л.В., Чепелева Н.Н. Формирование стратегии грузового автотранспортного предприятия в современных условиях: Монография. Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – 101 с.
[1]В виду ограниченности объёма статьи рассмотрим методику на примере только шесть АБС.

[2] Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 12 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».