МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЯЖУЩИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ

А.В.  Ружицкая

Менеджер по продукции, LafargeHolcim (Россия)

В настоящее время в России актуален вопрос строительства новых и ремонта существующих дорог, развития сети железнодорожного транспорта и повышения требований к эксплуатационным свойствам инфраструктуры аэропортов и аэродромов как гражданского, так и военного назначения. Расширение сети дорог, увеличение транспортного потока и ужесточение условий эксплуатации требуют пересмотра классического для нашей страны подхода к технологиям и материалам, используемым при строительстве объектов инфраструктуры. Особого внимания требуют вопросы, касающиеся подготовки и устройства оснований дорог I и II категорий и покрытий для прочих категорий.

Традиционно при строительстве усовершенствованных (капитальных) дорог в качестве материалов для устройства слоев основания используются песок и щебень, как правило, доставляемые на объект с ближайших точек добычи или складирования материалов.  Местные материалы, в частности грунт, вывозится или используется для рекультивации. Данная схема существенно увеличивает расходы на подготовку основания – увеличиваются финансовые затраты, трудозатраты, растягиваются сроки строительства, особенно при работе в неблагоприятных погодных условиях.

В качестве основного направления значительного повышения эффективности работ по строительству и ремонту дорог может быть с успехом использована технология укрепления грунтов минеральными и комплексными вяжущими, а также технология холодного ресайклинга.

Принципы и основы технологии укрепления грунтов минеральными вяжущими были разработаны еще в конце XIX века в Германии, а в 50-60-е годы прошлого века в СССР было проведено большое количество исследовательских работ в данном направлении. В странах Европы и в Северной Америке на сегодняшний день строительство дорог производится в подавляющем большинстве с использованием технологии укрепления грунта.

Основными преимуществами данной технологии являются:

  • снижение стоимости строительства автодорог различных категорий на 15-30%
  • увеличение темпов строительства
  • продление срока эксплуатации дорог без капитального ремонта
  • использование местных грунтов вместо дорогостоящих и дефицитных привозных материалов (песок, гравий и щебень)
  • уменьшение толщины покрытия
  • снижение набухаемости и пучинистости
  • уменьшение водонасыщения обработанного грунта (увеличение допустимых нагрузок на дорогу)
  • повышение стойкости к циклам попеременного увлажнения-высушивания и замораживания-оттаивания
  • запуск движения технологической техники и автотранспорта сразу после уплотнения грунта тяжелым виброкатком

Технология укрепления грунта предполагает использование двух вариантов проведения работ:

  • смешивание извлеченного грунта в специальных установках с последующим его вывозом обратно на объект и укладкой
  • смешивание грунта с вяжущим непосредственно «на дороге» при глубине перемешивания от 20 до 40 см с последующими профилированием и уплотнением катками.

Современный уровень механизации позволяет проводить работы по смешиванию «на дороге» практически в любых условиях и использовать одновременно несколько компонентов как в порошкообразном, так и в жидком виде. В случае стесненных условий или вследствие особенностей грунта, когда проходка тяжелой техники невозможна, используется навесное оборудование как для распределителя вяжущего (спредер), так и для перемешивающей техники (ресайклер).

На текущий момент в России технология укрепления грунта практически не применяется по ряду причин, основные из которых – ограниченное количество специализированной техники, недостаток опытных специалистов, спорная эффективность предлагаемых продуктов для улучшения, стабилизации  и укрепления грунта. В основном это иностранные химические добавки на основе ПАВ или полимеров. При этом производители данных добавок рекомендуют для повышения эффективности в дополнение к ним использовать минеральные вяжущие в дозировке от 3 до 12%. В качестве минеральных вяжущих используется обычный портландцемент, причем его выбор осуществляется, исходя из двух вариантов – «М400» и «М500» или негашеная известь.

Таким образом, отсутствует комплексный подход к выбору вяжущих для укрепления – не учитываются свойства грунта, а требуемых параметров по укрепленному слою добиваются дозировкой вяжущих, а не подбором их оптимального состава с обеспечением заданных свойств.

В большинстве случаев в центральной части России при строительстве дорог сталкиваются с такими грунтами как супеси и суглинки различной степени увлажнения относительно оптимальной влажности и содержанием органических примесей и солей. Подобные грунты рекомендуется укреплять минеральными вяжущими.

Сам термин «укрепление» подразумевает повышение физико-механических свойств грунта (прочности на сжатие и изгиб, а так же морозостойкости) за счет создания более плотной структуры и жесткого каркаса из системы «вяжущее-грунт». Получить подобный эффект возможно только за счет минеральных вяжущих. Тогда как при использовании различных химических добавок достигается эффект улучшения (повышения удобоукадываемости и уплотняемости) и/или стабилизации (улучшения водно-физических свойств)  грунта.

Компания LafargeHolcim (Россия) в 2016 году провела первый этап исследований в области оценки эффективности минеральных вяжущих различного состава для применения в технологии укрепления грунта. Особенность подхода заключалась в оценке следующих показателей:

  • физико-механические свойства грунтов и вяжущих для их укрепления
  • влияние состава и свойств вяжущих на комплекс показателей системы «грунт-вяжущее» (физико-механические свойства, морозостойкость)
  • степень влияния свойств грунтов на эффективность работы вяжущих

Испытания проводились для грунтов типа пылеватых, супесей и суглинков. На основании полученных результатов осуществлялось предварительное формирование портфеля продуктов с разработкой рекомендаций по выбору оптимального решения по соотношению «цена-рабочие свойства» как для системы «грунт-вяжущее», так и для всей конструкции дорожной одежды в целом. Испытания проводились в соответствии с требованиями ГОСТ 25100-2011 «Грунты. Классификация», ГОСТ 23558-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия», а так же с применением методик EN и собственных разработок Группы LafargeHolcim с целью получения более полной информации о грунтах и рабочих свойствах укрепленных систем.

В целом, продуктовый портфель вяжущих для укрепления грунтов LafargeHolcim (Россия) подразумевает наличие как гидравлических вяжущих, так и композиций портландцемента с комплексными минеральными компонентами для случаев, когда укреплению подлежат грунты с высокой степенью переувлажнения. Выпуск гидравлических вяжущих возможен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55224-2012 «Цементы для транспортного строительства». Для выпуска комплексных минеральных вяжущих с привлечением экспертов МАДИ будет разработан СТО, регламентирующий технические требования к укрепленным грунтам, технологии производства работ и контролю качества на месте строительства. Ожидается, что разработка СТО по  применению   минеральных вяжущих позволит более обоснованно использовать местные укрепленные грунты различного состава в конструкциях  дорожных  одежд, а также расширить ассортимент применяемых минеральных  вяжущих, пригодных для применения в различных условиях эксплуатации.

Для дальнейшего развития технологии укрепления грунта компания LafargeHolcim (Россия) предполагает следующие направления:

  • Изучение возможности укрепления грунтов в болотистой местности, глин с числом пластичности более 17, сильнозасоленных грунтов и создания отдельной продуктовой линейки для грунтов «повышенной сложности»
  • Исследование вопросов повышения эффективности работы вяжущих для укрепления грунта за счет использования различных химических компонентов (добавок-пластификаторов и гидрофобизаторов, полимерных вяжущих, добавок, снижающих поверхностное натяжение)
  • Создание линейки продуктов, предназначенных для струйной цементации и обеззараживания  грунтов, загрязненных техногенными отходами