СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ В РОССИИ: РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

  • Ефимов С.Н.,к.т.н, Каменев В.В.,к.т.н. – МАДИ;
  • Чернышов В.В. – ООО «ТоргБетон»;
  • Тарасова А.Ю., к.т.н. – ООО «Лаборатория ККМ» (Мостовая Инспекция)

К настоящему времени строителями в России реализован и реализуется ряд передовых  проектов. Это строительство делового центра «Москва-Сити», космодрома «Восточный», Крымского моста и др.  При производстве этих объектов применялась технология самоуплотняющихся бетонов, использовались высококачественные цементы, заполнители и химические добавки.

Однако, к сожалению приходится констатировать, что упомянутые выше крупные строительные объекты , характеризующиеся высоким качеством производства работ и должной организацией контроля их качества, являются скорее исключением, отнюдь не типичным для массового строительного производства в нашей стране.

Для большинства строящихся объектов, особенно общестроительного назначения, в данное время наметились весьма негативные тенденции. Коротко говоря, основная суть негатива – удешевление  любой ценой.

В современном Российском строительстве сложились как бы два мира. Первый – штампуемые с небывалой интенсивностью новые нормативы, пестрящие красивой математикой (ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 10060-2012, многочисленные «актуализированные» СП).  Эта нормативно-техническая документация призвана, в первую очередь, помочь в составлении приёмо-сдаточной документации, в ряде случаев, отнюдь не отражающей положения дел на том или ином объекте. Кроме этого, некоторые положения новых стандартов весьма спорны (например, требование ГОСТ 26633-2015 при марке бетона по морозостойкости  F1200 обязательно вводить в состав смеси воздухововлекающую добавку).  Второй – это реальные стройки (особенно за территорией, ограниченной МКАД). Понятно, что в условиях кризиса заказчики и снабженцы строящихся объектов стараются минимизировать затраты. Но ведь, всё хорошо до известных пределов. Поэтому, во многих случаях вместо цементов, поставляемых проверенными заводами, на стройки идёт цемент не известного производителя с «липовым» сертификатом соответствия. В отношении заполнителей - тот же принцип:  не важно, какого качества, лишь бы подешевле. То же с химическими добавками – самые примитивные, дешёвые, не стабильного качества (лишь бы какие-нибудь, а документы нарисуем или купим). Бывают даже случаи производства бетонных смесей, поставляемых на строительство 15-17 этажных зданий, прямо в автобетоносмесителе, без бетономешалки (см. рис.1). Так ведь дешевле. Причём подобные поставщики наиболее  уважаемы снабженцами  ряда строительных фирм, т.к., если брать бетонные смеси у них, можно существенно снизить стоимость строительства, а, значит, больше премий, лучше отношение со стороны недальновидного руководства.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ В РОССИИ:  РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

Рис.1. Производство бетонной смеси без бетоносмесителя.

Другим способом  снижения затрат строительных организаций является экономия на строительных лабораториях и лабораторных  постах. Некоторые руководители считают, что в настоящее кризисное время достаточно, чтобы образцы-кубы бетона как-нибудь изготовили на объекте. Часто эту процедуру поручают некомпетентным людям. Кроме того, хранение образцов осуществляют не по ГОСТу. В результате на испытания на прочность при сжатии и морозостойкость образцы попадают в плачевном состоянии. Грани не параллельны, бетон недоуплотнён, часто пересушен или подморожен.  Примером может служить  образец из серии, предоставленной в испытательную лабораторию для определения марки бетона по морозостойкости – см.рис.2.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ В РОССИИ:  РАЗВИТИЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

Рис.1. Производство бетонной смеси без бетоносмесителя.

Естественно, в ситуации, описанной выше, нерадивым строителям не до осознания тонкостей новых, часто обновляющихся нормативов. Поэтому, компетентным сотрудникам  строительных лабораторий периодически поступают предложения типа: «Просим за определённую благодарность составлять акты испытаний возводимых нами конструкций, так как наш «карманный» лаборант слишком занят, да и не владеет вопросом».

Следует также отметить, что,  как показывает производственный опыт, контролирующие органы (бывший ГАСК, а ныне ИГАСН)  за последние 10-15 лет, также изменили своё отношение к качеству далеко не в лучшую сторону. Если у транспортных строителей  помимо ИГАСН существует также контроль Мостовой Инспекции, значительно улучшающий ситуацию, то на объектах общестроительного назначения  контроль часто ведётся формально.  Какие и откуда поступают строительные материалы,  в таких случаях вообще никого не интересует.

По нашему мнению, для эффективной борьбы с рассмотренными негативными тенденциями,  необходимы совместные усилия строителей, науки и профильных министерств – Минстроя и Минпромторга Российской Федерации.