Тарасов Д.Э.,
ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», г. Москва
Функционирование строительного комплекса страны предъявляет требования к различным отраслям народного хозяйства в соответствии с научно-техническим прогрессом, что обуславливает внедрение и развитие техники и технологий. Важнейшим фактором успешного функционирования строительного комплекса является организация эффективных грузовых перевозок строительных материалов и конструкций, что в свою очередь влияет на формирование парка транспортных средств.
В этой связи автором предложена методика стратегического планирования парка подвижного состава транспортного предприятия в строительном комплексе на примере грузовых специализированных автотранспортных средств – автобетоносмесителей (АБС).
Стратегическое планирование является важнейшей функцией процесса управления производством, приводящей возможности предприятия в соответствие с условиями рынка. Оно позволяет предвидеть перспективы, избежать банкротства, обновлять и модернизировать фонды, повышать качество продукции и эффективность производственной деятельности, улучшать финансовое состояние предприятия [2, 3].
Положения методики удобно пояснить с помощью примера [2].
Условие: согласно стратегическому плану развития предприятия необходимо обновить парк автобетоносмесителей для обслуживания строительных организаций и объектов. С этой целью отобраны шесть типов АБС[1]: мод. 69360A (АБС1), мод. 69360P (АБС2), БЦМ-95.5 (АБС3), СМБ-270 (АБС4), АБС-7-01 (АБС5), мод. 58145W (АБС6).
Характеристики АБС приведены в табл. 1.
Таблица 1
Краткие технические характеристики АБС
Тип
АБСj |
Кол-во осей, | Геометрич. объём смесительного барабана, м3, | Макс. объём перевозимой смеси, м3, | Макс. вес перевозимой смеси, кг, | Полная масса АБС, кг | |
технически допустимая, | разрешённая
нормативная[2], |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
АБС1 | 3 | 10,12 | 6,0 | 14 400 | 24 000 | 25 000 |
АБС2 | 3 | 10,12 | 6,0 | 14 400 | 26 955 | 25 000 |
АБС3 | 4 | 15,0 | 9,0 | 21 600 | 28 000 | 32 000 |
АБС4 | 3 | 10,0 | 6,0 | 14 400 | 24 000 | 25 000 |
АБС5 | 3 | 11,1 | 7,0 | 16 800 | 24 000 | 25 000 |
АБС6 | 2 | 8,0 | 5,0 | 12 000 | 20 500 | 18 000 |
Используя данные из табл. 1 выполним следующие преобразования:
1) технические характеристики АБС представим в виде показателей Wi;
2) введём дополнительный параметр – коэффициент использования геометрического объёма смесительного барабана Kи.б.j, определяемый по формуле:
3) полная технически допустимая масса АБС не должна превышать нормативную полную массу. В этой связи для дальнейших вычислений примем единый показатель полной массы АБС , определяемый в соответствии со следующими условиями:
если ≤ → = ;
если > → =.
Преобразованную систему показателей для всех АБС сведём в табл. 2.
Таблица 2
Технические показатели АБС
Тип
АБСj |
(W1) |
, м3 (W2) | , м3
(W3) |
(W4) |
, кг
(W5) |
, кг (W6) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
АБС1 | 3 | 10,12 | 6,0 | 0,59 | 14 400 | 24 000 |
АБС2 | 3 | 10,12 | 6,0 | 0,59 | 14 400 | 25 000 |
АБС3 | 4 | 15,0 | 9,0 | 0,6 | 21 600 | 28 000 |
АБС4 | 3 | 10,0 | 6,0 | 0,6 | 14 400 | 24 000 |
АБС5 | 3 | 11,1 | 7,0 | 0,63 | 16 800 | 24 000 |
АБС6 | 2 | 8,0 | 5,0 | 0,62 | 12 000 | 18 000 |
Введённая система показателей (см. табл. 2) свидетельствует о том, что часть из них является несопоставимыми – м3 и кг; кроме того, многие показатели различаются по масштабу значений. Для обеспечения сопоставимости показателей выполним их нормирование путём перехода от реальных значений показателей к кодированным.
где – фактическое значение показателя; , – соответственно минимальное и максимальное значения показателей.
Результаты нормирования сведём в табл. 3.
Таблица 3
Нормированные значения технических показателей АБС
Тип
АБСj |
(W1) |
, м3 (W2) | , м3
(W3) |
(W4) |
, кг
(W5) |
, кг (W6) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
АБС1 | 0,5 | 0,3 | 0,25 | 0 | 0,25 | 0,6 |
АБС2 | 0,5 | 0,3 | 0,25 | 0 | 0,25 | 0,7 |
АБС3 | 1 | 1 | 1 | 0,25 | 1 | 1 |
АБС4 | 0,5 | 0,28 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,6 |
АБС5 | 0,5 | 0,44 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,6 |
АБС6 | 0 | 0 | 0 | 0,75 | 0 | 0 |
Введём понятие «идеальный АБС», для которого все значения показателей . Тогда в качестве обобщённого показателя перспективности автобетоносмесителей можно использовать расстояние в декартовой системе координат между идеальным и реальными АБС:
где – значение i-го показателя по j-му АБС;
- для АБС1:
- для АБС2: 1,719; для АБС3: 0,75; для АБС4: 1,617; для АБС5: 1,106; для АБС6: 2,25.
Отобразим значения обобщённого показателя перспективности каждого автомобиля, а также среднее значение обобщённого показателя для всех шести АБС, на диаграмме (рис.).
Столбцы диаграммы, находящиеся ниже линии средних значений обобщённых показателей (наименьшее расстояние от идеального варианта), есть АБС-кандидаты для включения в план обновления автопарка в рамках стратегического развития транспортного предприятия. В данном случае предпочтительными являются АБС3 (БЦМ-95.5) и АБС5 (АБС-7-01).
Таким образом, предложенная автором методика сравнительного анализа транспортных средств позволяет оценить и выбрать типы автобетоносмесителей, удовлетворяющие заданным параметрам в наибольшей степени.
Особенностью данной методики является её инвариантность, поскольку она не имеет ограничений на размерность решаемой задачи (число рассматриваемых типов транспортных средств и принимаемых показателей) [1].
Список литературы
- Тарасов Д.Э. Логистический подход к организации материально-технического обеспечения строительного объекта на примере доставки бетонной смеси // Инновационное развитие науки и образования: монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 189-203.
- Тарасов Д.Э. Стратегическое планирование основных фондов транспортного предприятия (на примере обновления парка автобетоносмесителей) / Д.Э. Тарасов // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 11. – С. 287-289.
- Эйхлер Л.В., Чепелева Н.Н. Формирование стратегии грузового автотранспортного предприятия в современных условиях: Монография. Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – 101 с.